4.1. Вертикальный и горизонтальный анализ формирования финансовых результатов
Туристская фирма, как и любое другое предприятие, осуществляет свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды: нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки; взаимодействия со всеми субъектами экономических отношений; налогового регулирования; спроса и предложения работ и услуг; цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы, работы и услуги и т. д. Более того, принимаемые управленческие решения приводят к изменению самой организации: применяемой ею технологии, состава и количества клиентов и многого другого. В конечном счете все внешние и внутренние изменения условий деятельности туристских предприятий влияют на их результативность. Повышение результативности функционирующего предприятия означает, что в постоянно изменяющихся условиях менеджеры фирмы способны находить правильные пути решения, ведущие к увеличению эффективности, что привлеченные дополнительные финансовые средства использованы рационально и т. д. Анализ результатов деятельности предприятия интересует широкий круг внешних и внутренних пользователей: кредиторов с точки зрения возможности генерировать прибыль, достаточную для погашения задолженности; инвесторов для оценки способностей управленческой команды, определения развития предприятия; менеджеров предприятия для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности.
Информационной базой анализа результатов деятельности предприятия является форма № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках". Глубокий анализ этой формы можно провести с помощью вертикального и горизонтального анализа.
К данным формы № 2 (см. приложение 3) может быть применен метод вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке (табл. 4.1). Ценность данного анализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности.
Таблица 4.1. Вертикальный анализ "Отчета о прибылях и убытках" турфирмы "Надежда" за 19961998 гг., %
Показатель
По состоянию на конец
1996
1997
1998
Выручка от реализации
100
100
100
Себестоимость реализации
54,5
57,1
58,1
Коммерческие расходы
14,6
12,6
13,0
Управленческие расходы
14,9
16,9
16,0
Прибыль от реализации
16,0
13,5
12,8
Проценты к получению
1,7
1,3
1,3
Проценты к уплате
3,7
2,9
2,9
Доходы от участия в других организациях
2,1
1,6
1,3
Прибыль от финансовохозяйственной деятельности
8,6
7,7
7,2
Прочие внереализационные доходы
1,8
1,3
0,9
Прочие внереализационные расходы
2,5
1,8
1,2
Прибыль отчетного периода
4,3
4,5
5,1
Налог на прибыль
1,5
1,6
1,8
Чистая прибыль
2,8
2,9
з,з
Отвлеченные средства
1,8
2,2
3,0
Нераспределенная прибыль отчетного периода
1,0
0,8
0,4
Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является горизонтальный анализ формы № 2 (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Горизонтальный анализ "Отчета о прибылях и убытках" турфирмы "Надежда" за 19961998 гг.
Показатель
По состоянию на конец
1996
1997
1998
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Выручка от реализации
1375,3
100
2007,5
146,0
2227,6
162,0
Себестоимость
750,1
100
1145,5
152,7
1295,3
172,7
Коммерческие расходы
200,3
100
251,7
137,9
290,1
149,1
Управленческие расходы
204,7
100
340,2
125,7
356,6
144,8
Прибыль от реализации
220,2
100
270,2
166,2
285,6
174,2
Проценты к уплате
50,3
100
57,4
110,0
64,8
129,0
Прибыль от финансовохозяйственной
деятельности
118,3
100
154,3
130,4
161,3
136,3
Прочие внереализационные доходы
25,1
100
26,3
104,8
20,7
82,6
Прибыль отчетного периода
58,6
100
90,9
155,1
114,2
194,9
Налог на прибыль
20,5
100
31,8
155,1
40,0
194,9
Чистая прибыль
38,1
100
59,1
155,1
74,2
194,9
Отвлеченные
o
средства
24,4
100
44,0
180,4
66,0
270,4
Нераспределенная прибыль отчетного периода
13,7
100
15,1
110,0
8,3
60,4
Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа. При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности.
Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение просто абсолютным расширением масштабов деятельности или снижением затрат, более полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, необходимо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов.
Некоторые инвесторы рассматривают показатели рентабельности как основополагающие при рассмотрении вопросов вложения капитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем.
Показатели результатов деятельности предприятия можно разделить на две большие группы:
- показатели результативности текущей деятельности; worldofthetravel.narod.ru
- показатели результативности использования ресурсов предприятия.
4.2. Результативность текущей деятельности
Цель любой коммерческой организации состоит в получении в результате своей деятельности максимальной прибыли Отсюда вытекает основная задача менеджмента предприятия обеспечение в долгосрочной перспективе с учетом технического прогресса и конкуренции условий для стабильного роста прибыли. Повышение эффективности деятельности туристских предприятий, их расширение и техническое перевооружение, совершенствование системы управления при увеличении номенклатуры продукции, работ и услуг являются необходимыми предпосылками при достижении этой целевой установки.
Таким образом, эффективность текущей деятельности туристского предприятия может быть измерена показателями рентабельности, увязывающими объем получаемой в отчетном периоде прибыли с величиной требующихся для этого затрат. Прежде чем перейти к описанию отдельных показателей рентабельности, уделим немного внимания рассмотрению вопроса об отражении прибыли в финансовой отчетности, тем более что при расчете разных показателей рентабельности могут использоваться различные виды прибыли. Б балансе финансовый результат представлен нераспределенной прибылью, рассчитываемой как разность между величиной конечного финансового результата .за отчетный период и суммой налогов и других причитающихся за счет прибыли платежей. В форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", иллюстрирующей формирование финансового результата, приводится несколько видов прибыли, отличающихся по широте учета при их расчете различных хозяйственных операций.
Поступление выручки от реализации продукции (работ, услуг) является основой формирования финансового результата. Выручка за минусом себестоимости продукции дает прибыль от основной деятельности, а разность выручки и затрат на производство продукции (работ, услуг) прибыль от реализации. Оба этих показателя широко используются при расчете показателей рентабельности. При оценке результата текущей деятельности прибыль, как правило, относится на объем либо затрат на производство (в этом случае определяется рентабельность производства), либо выручки (расчет рентабельности продукции).
С учетом вышесказанного могут быть предложены следующие формулы для расчета показателей рентабельности:
рентабельность производства (по прибыли по основной деятельности):
Выручка Себестоимость реализации
затраты на производство
рентабельность продукции (по прибыли по основной деятельности):
Выручка Себестоимость реализации
Выручка рен. продукции
рентабельность производства (по прибыли от реализации):
Выручка Затраты на производство(4.3)
Затраты на производство рентабельность продукции (по прибыли от реализации):(4.4)
рен. продукции
Выручка Затраты на производство Выручка
Наряду с прибылью от реализации в финансовой отчетности непосредственно приводятся значения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, прибыли отчетного периода, перераспределяемой прибыли. В принципе по каждому из этих видов прибыли могут быть рассчитаны показатели рентабельности. Однако в каждом конкретном случае возможная аналитическая оценка их расчета должна быть дополнительно обоснована. Данные коэффициенты целесообразно рассчитывать в случае, когда прочие и внереализационные доходы и расходы либо сравнительно невелики, либо существенно зависят от объемов основной деятельности. На практике широкое использование имеют показатели рентабельности производства и продукции, рассчитываемые по чистой прибыли (т. е. по прибыли отчетного периода за вычетом налога на прибыль и других налогов и сборов, относимых на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия). Популярность этих показателей объясняется тем, что чистая прибыль является тем финансовым результатом, который наряду с амортизацией составляет собственные средства предприятия и который может сравнительно свободно использоваться им для реализации своей политики социально-экономического развития, дивидендной политики и т. п.
Пример расчета показателей рентабельности приводится в табл. 4.3.
4.3. Результативность использования ресурсов
Таблица 4.3. Сводная таблица показателей рентабельности текущей деятельности турфирмы "Надежда" за 1996-1998 гг., %
Показатель
По состоянию на конец
1996
1997
1998
Рентабельность производства:
по валовой прибыли
83,3
75,3
72,0
по прибыли от основной деятельности
29,4
23,6
22,0
по чистой прибыли
5,1
5,2
5,7
Рентабельность продукции:
по валовой прибыли
45,5
42,9
41,9
по прибыли от основной деятельности
16,0
13,5
12,8
по чистой прибыли
2,8
2,9
3,3
Показатели, отражающие долю прибыли в себестоимости, затратах или объеме поступившей выручки, характеризуют эффективность текущей деятельности предприятия. Они показывают, в какой степени, покрыв связанные с производством продукции (работ, услуг) затраты, предприятие способно направлять собственные средства на расширение масштабов деятельности, выплату дивидендов, создание и увеличение фондов и резервов. Однако существует широкий круг субъектов экономических отношений, которых интересует не только рентабельность текущей деятельности, но и результативность используемых предприятием внеоборотных средств и финансовых ресурсов. Подобная информация весьма интересна для собственников, менеджеров предприятия, потенциальных инвесторов. Всех их интересует не только то, какой объем расходов осуществляется в процессе деятельности, чтобы получить тот или иной объем прибыли, но и то, какими по величине основными фондами получена эта прибыль. Для собственников и акционеров очень важно знать, сколько прибыли принесла каждая вложенная ими единица денежных средств, для менеджеров сколько прибыли приходится на единицу стоимости всех используемых хозяйственных средств.
Для того чтобы получить представление о результативности использования ресурсов предприятия, рассчитывается ряд показателей рентабельности, увязывающих объем получаемой прибыли с величиной используемых материальных или финансовых средств. Результативность внеоборотных и финансовых' ресурсов может выражаться двояким образом: либо как доля, которую составляет годовой объем прибыли в объеме используемого ресурса (коэффициенты рентабельности), либо как число оборотов (лет), за которое рассматриваемый ресурс может быть возмещен по стоимости за счет прибыли (коэффициенты оборачиваемости или показатели сроков окупаемости). Рассмотрим несколько наиболее часто употребляемых на практике коэффициентов.
Коэффициент рентабельности использования основного капитала. Рассчитывается как отношение чистой прибыли (чистая прибыль прибыль отчетного года за вычетом налога на прибыль и других налогов и сборов, относимых на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия) к среднегодовому объему всех используемых хозяйственных средств или всего привлеченного капитала (полусумма итога баланса на начало и конец периода). Данный показатель рассчитывается по формуле
Прибыль отчетного периода
Налог на прибыль и другие налоги и сборы, относимые на прибыль
Итог баланса + на начало года
Итог баланса на конец года
Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. используемых хозяйственных средств. Он дает самое общее представление о результативности исследуемого бизнеса вне зависимости от источников привлечения капитала и других факторов. Рентабельность собственного капитала. Этот показатель несколько конкретизирует и дополняет рассмотренный выше. Находится он как отношение величины чистой прибыли к среднегодовому объему собственного капитала. Для его расчета может быть рекомендована следующая формула:
Прибыль отчетного периода
Налог на прибыль и другие налоги и сборы, относимые на прибыль
Собственный капитал + на начало года
Собственный капитал на конец года
Коэффициент рентабельности собственного капитала представляет большой интерес для собственников фирмы и потенциальных инвесторов, так как он показывает," какова эффективность авансированных собственниками и акционерами средств. Этот коэффициент в случае значительного объема привлеченного капитала может существенно отличаться от значения коэффициента рентабельности основного капитала, поскольку при формировании финансовых результатов в этом случае существенными являются затраты на выплату процентов по кредитам и займам. Именно этот показатель в наибольшей степени подходит в качестве критерия при решении вопроса об участии в капитале: высокая рентабельность собственного капитала, как правило, обеспечивает способность выплачивать высокие дивиденды и таким образом привлекать в случае необходимости дополнительный капитал.Рентабельность основных фондов. Определяется отношением чистой прибыли к среднегодовому объему используемых основных фондов предприятия. Данный показатель характеризует эффективность той части хозяйственных средств, которая овеществлена в основных средствах предприятия. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений. Определяется делением объема полученных фирмой процентов от участия в капитале других предприятий и т. п. (данные приводятся в форме № 2) на среднегодовую величину долгосрочных финансовых вложений (инвестиции в зависимые, дочерние и другие предприятия):
Чистая прибыль (4.7)
Долгосрочные финансовые вложения на начало года
Долгосрочные + финансовые вложения на конец года
Сопоставление этого показателя с показателями рентабельности, например, основных фондов позволяет обосновать эффективность использования вложений для расширения основного бизнеса или, наоборот, целесообразность диверсификации деятельности.
Период окупаемости основного капитала. Определяется как отношение среднегодовой стоимости хозяйственных средств фирмы к чистой прибыли. Показатель отражает скорость возмещения используемого производственного потенциала за счет чистой прибыли. Для расчета может быть рекомендована следующая формула:
(4.8)
Итог баланса на начало периода.
Чистая прибыль х 2
Итог баланса на конец периода
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода:
(4.9)
Собственный капитал на начало периода
Чистая прибыль х 2
Собственный капитал на конец периода
Имеет важное значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период окупаемости основных средств. Рассчитывается по следующей формуле:
(4.10)
Стоимость основных средств на начало периода
Чистая прибыль х 2
Стоимость основных средств на конец периода
Выражает эффективность вложенных в исследуемый бизнес основных средств.
Для рассматриваемого условного примера результаты расчета показателей рентабельности использования ресурсов предприятия приведены в табл. 4.4.
Показатели рентабельности основных средств, связывая результативность текущей деятельности (чистую или другой вид прибыли) с имеющимися хозяйственными средствами или финансовыми ресурсами, отражают результативность всего бизнеса. Эти показатели очень часто используются инвесторами в процессе принятия решений о вложении их средств в данное . предприятие.
Таблица 4.4. Сводная таблица показателей рентабельности текущей деятельности турфирмы "Надежда" за 19961998 гг.
Показатель
По состоянию на конец
1996
1997
1998
Рентабельность, %:
основного капитала
6,2
9,0
9,3
собственного капитала
9,9
14,7
16,3
основных средств
16,4
24,0
26,7
Период окупаемости, лет:
основного капитала
16,1
11,1
10,7
собственного капитала
10,1
6,8
6,1
основных средств
6,1
4,2
3,7
4.4. Анализ уровня безубыточности турфирмы
Рассмотренные раннее методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций основывались, как правило, на данных финансового учета, т. е. на данных форм официальной финансовой отчетности, предназначенных внешним пользователям. Степень обобщенности и периодичность представления такой информации (в основном ежеквартально) достаточны для финансовых органов, органов государственной статистики, потенциальных инвесторов на начальном этапе ознакомления с объектом. Результаты анализа финансовой отчетности могут устраивать и собственников, а также использоваться руководством компании при выработке стратегических решений и составлении планов долгосрочного развития. Однако для руководства в текущей деятельности этой информации явно недостаточно.
Как уже говорилось, в условиях рыночной экономики неизмеримо возросла роль экономических факторов в управленческой деятельности. При всей важности технических и технологических аспектов развития производства очень часто все-таки не они, а экономические соображения определяют выбор тех или иных решений, что обусловливает необходимость разработки систем управленческого учета. Рассмотрению данного вопроса в экономической литературе уделено достаточно много внимания. Это связано в первую очередь с прикладным характером и огромной важностью исследований данной проблематики с точки зрения управления коммерческими организациями. Не останавливаясь на обзоре проблемы управленческого учета, отметим лишь, что он базируется на существенно более конкретной и детальной технико-экономической информации о предприятии и его структурных, функциональных и производственных подразделениях, чем данные, приводимые в рамках финансового учета. Принимаемые на основе этой информации решения направлены на повышение эффективности текущей деятельности предприятий.
Можно сказать, что при осуществлении управленческого учета практики, менеджеры и аналитики оперируют данными, на порядок более детальными, чем сводная технико-экономическая информация, представляемая в целом по предприятию. Это следует из того, что одна из целей управленческого учета состоит в разнесении осуществляемых в процессе производственной деятельности затрат по центрам ответственности и центрам затрат, являющимся, как правило, отдельными структурными подразделениями или участками деятельности предприятия. Такое распределение затрат позволяет увязать величину расходуемых ресурсов с результатами деятельности отдельных производственных подразделений. При наличии тем или иным образом определенных нормативов расхода ресурсов на единицу продукции (работ) управленческий учет позволяет достаточно точно локализовать те этапы производственного процесса, где наблюдаются неоправданно большие затраты материальных, трудовых или других ресурсов. Так же конкретно могут быть разработаны на этой основе и мероприятия по снижению расхода ресурсов и повышению эффективности производства.
Естественно, что для наиболее эффективного использования данных управленческого учета разрабатываются специальные приемы и методы экономического анализа. Одним из таких методов, имеющих очень широкое применение в современной практике управления коммерческими организациями, является анализ уровня безубыточной деятельности предприятия.
Отметим, что такой анализ является одним из стандартных приемов, применяемых в бизнеспланировании при обосновании эффективности инвестиционных проектов.
Рассмотрим общую схему анализа безубыточности турфирмы. Уровень безубыточности турфирмы определяется Минимальным объемом продаж, необходимым для покрытия всех затрат. Расчет этого объема, или, как его еще называют, точки безубыточности, осуществляется на основе трех показателей. Этими показателями являются:
- рентабельность по маржинальной прибыли,
- постоянные затраты,
- объем продаж или выручка.
Переменные затраты затраты, величина которых увеличивается с ростом объема продаж и снижается при их уменьшении (для отрасли туризма это могут быть затраты, связанные с оформлением туров, обеспечением визового обслуживания, транспортировки, проживания, питания одного туриста или их группы, в зависимости от того, что принято за единицу расчетов, оплата услуг сопровождающих и гидов переводчиков, затраты по реализации путевок или туров и т. п.).
Постоянные затраты затраты, которые остаются неизменными независимо от динамики объемов продаж (затраты на рекламу, административно-управленческие затраты по центральному офису, амортизационные затраты, затраты на приобретение и ведение информационных баз и т. п.).
Маржинальная прибыль разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство.
Рентабельность по маржинальной прибыли отношение величины маржинальной прибыли к величине объема продаж, умноженное на 100 %, если рентабельность выражается в процентах.
"Точка безубыточности" продаж показатель объема продаж или выручки, обеспечивающий безубыточную работу. При этом значении объема продаж фирма работает и без прибыли, и без убытка. С течением времени уровень безубыточности меняется, поэтому необходимо постоянно следить за значениями указанного показателя.
Расчет безубыточности продаж может проводиться для различных периодов (дня, недели, месяца и т. д.).
Расчет уровня безубыточности происходит следующим образом:
- Средняя цена одного тура 500 руб.
- Переменные затраты на один тур 300 руб.
- Маржинальная прибыль 200 руб.
Рентабельность маржинальной прибыли определяется следующим образом:
Маржинальная
Рентабельность маржинальной прибыли одного тура
200/500X100%=40%
прибыль одного тура
Цена одного тура
Таким образом, доля маржинальной прибыли в выручке составляет 40 %. Эта информация используется при нахождении точки безубыточности. Она определяется следующим образом. Допустим, что постоянные затраты турфирмы за определенный период равны 1000 руб. В таком случае выручка, обеспечивающая безубыточность производства, будет равна следующему значению:
1000x100% 40%
Точка безубыточности= 2500руб.
Постоянные затраты х 100%
Рентабельность по маржинальной прибыли одного тура
Как видно из приведенного примера, схема расчета уровня безубыточной деятельности сравнительно проста. Однако практическая реализация ее требует достаточно большого опыта и высокой квалификации экспертов аналитиков. Главной проблемой при расчете уровня безубыточности, как и во многих прикладных экономических исследованиях, является классификация затрат с разделением их на постоянные и переменные, формулирование разумных допущений и предположений об их поведении и количественной определенности и определение интервала объема производства (работ, услуг), в пределах которого можно считать уместными сделанные о затратах предположения.
Переменными являются затраты, связанные со сбытом готовой продукции. Однако, для того чтобы правильно учесть многие виды затрат, образующих коммерческие расходы, требуются дополнительные исследования их характера в технологическом процессе производства и реализации продукции.
К постоянным затратам относятся амортизация основных средств (при линейном способе исчисления), а также многие виды затрат по управлению предприятием. Для выяснения характера изменения управленческих затрат цехового уровня при увеличении масштабов деятельности также требуются специальные исследования. Довольно сложно отнести расходы на ремонт основных средств к тому или иному виду затрат. Если затраты, связанные с расходом материальных ресурсов, при выполнении текущих ремонтов имеют линейный характер зависимости от объемов производства, то оплата труда ремонтных рабочих в зависимости от принятой системы вознаграждения за труд может относиться как к переменным, так и к постоянным затратам.
Условность отнесения затрат к постоянным и переменным хорошо иллюстрируется на примере амортизационных отчислений. В соответствии с введенным с начала 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации амортизационные отчисления могут наряду с линейным способом, при котором амортизационные затраты безусловно относятся к постоянным, начислять и пропорционально объему выполненных работ, т. е. амортизация в этом случае будет относиться к переменным затратам. Как видно из этого примера, и само соотношение переменных и постоянных затрат, и точка самоокупаемости определяются не только технологическими особенностями конкретного производства, но и принятой политикой учета затрат.
Выше был показан расчет точки самоокупаемости для довольно-таки редкого в реальной экономике случая, когда предприятие выпускает один вид продукции. Если же предприятие производит два и более различных видов продукции, то при определении уровня самоокупаемости необходимо принимать дополнительные предположения. Например, можно найти точку самоокупаемости, т. е. объемы выпуска каждого вида продукции, при которых полученная выручка позволяет покрыть все затраты, при заданном соотношении отдельных видов продукции.
Расчет точки самоокупаемости имеет большое значение при обосновании эффективности различных инвестиционных проектов. Проект считается хорошим, если планируемые объемы производства, обеспеченные платежеспособным спросом потребителей, существенно превосходят уровень самоокупаемости.
Однако разделение затрат на постоянные и переменные и их периодический перерасчет имеют и самостоятельное значение. На основе их анализа могут приниматься весьма важные с точки зрения эффективности текущего производства управленческие решения.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и уровня цен на производственные ресурсы, особенно для многономенклатурного предприятия, важен выбор производственной программы, обеспечивающей высокую эффективность его (предприятия) деятельности. Чтобы определить наиболее предпочтительную в данных условиях номенклатуру продукции, по каждому ее виду рассчитываются удельные (т. е. на единицу продукции) переменные затраты и маржинальная прибыль (в данном случае разность между ценой за единицу продукции и удельными переменными затратами).
Рентабельность каждого вида продукции определяется делением маржинальной прибыли на его цену. Естественно, что в условиях ограниченности производственных возможностей при достаточно высоком спросе при формировании производственной программы предпочтение следует отдавать изготовлению наиболее рентабельной продукции. С другой стороны, в условиях неблагоприятной конъюнктуры цена продукции выступает в качестве верхней границы удельных переменных затрат. Если продукт дает не нулевую маржинальную прибыль, выпуск каждой дополнительной единицы генерирует поступление дополнительных финансовых средств для окупаемости постоянных затрат и снижения величины возможных убытков. Принятие же решения о продолжении выпуска продукции, переменные затраты на производство которой превышают ее цену, экономически невыгодно и может быть оправдано необходимостью сохранения рынка, надеждой на снижение в дальнейшем переменных затрат и т. п.
В отличие от промышленно развитых стран, где определение уровня уже давно стало неотъемлемой частью техникоэкономических расчетов при обосновании и формировании краткои среднесрочных планов развития предприятий, в России подобные расчеты проводятся лишь эпизодически. Даже далеко не во всех бизнеспланах содержатся соответствующие разделы с такими расчетами. Однако можно предположить, что по мере усиления при выборе стратегии развития действия рыночных факторов определение точки самоокупаемости и у нас станет такой же рутинной аналитической процедурой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ.
Туристская фирма "Надежда" 01.01.95-31.12.97
АКТИВ
Код стр.
По состоянию на
01.01.95
31.12.95
31.12.96
31.12.97
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы (04, 05) в том числе:
110
108,3
111,7
119,4
121,6
организационные расходы
111
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы
112
108,3
111,7
119,4
121,6
Основные средства (01, 02, 03) в том числе:
120
754,1
797,3
811,4
821,3
земельные участки и объекты природопользования
121
здания, сооружения, машины и оборудование
122
754,1
797,3
811,4
821,3
Незавершенное строительство (07, 08, 61)
130
Долгосрочные финансовые вложения (06, 56, 82) в том числе:
140
338,3
336,1
358,1
379,8
инвестиции в дочерние общества
141
инвестиции в зависимые общества
142
284,0
284,0
284,0
284,0
инвестиции в другие организации
143
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144
прочие долгосрочные финансовые вложения
145
54,3
52,1
74,1
95,8
Прочие внеоборотные активы
150
140,8
131,3
141,9
147,4
Итого по разделу
190
1341,5
1376,4
1430,8
1470,1
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы в том числе:
210
296
284,5
298,6
356,3
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (Ю, 15, 16)
211
47,1
51,2
74,1
83,7
животные на выращивании и откорме (11)
212
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе:
240
275,7
279,0
358,0
452,4
покупатели и заказчики (62, 76, 82)
241
211,9
217,1
267,4
341,1
векселя к получению (62)
242
- э : ..
задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
243
18,1
13,4
11 Л
8,9
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)
244
авансы выданные (61)
245
24,5
28,7-
36,8
56,3
прочие дебиторы
246
21,2
19,8
36,1
46,1
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)
250
0
0
0
0
в том числе:
инвестиции в зависимые общества
251
собственные акции, выкупленные у акционеров
252
прочие краткосрочные финансовые вложения
253
Денежные средства:
260
54,4
58,9
61,5
73,2
касса (50)
261
8,2
ИЛ
10,8
14,9
расчетный счет (51)
262
19,1
15,9
21,6
26,2
валютный счет (52)
263
27,1
31,3
29,1
32,1
прочие денежные средства (55, 56, 57)
264
Прочие оборотные активы
270
31,9
33,5
44,1
47,2
Итого по разделу II
290
690,9
691,7
799,1
968,4
III. УБЫТКИ
Непокрытые убытки прошлых лет (88)
310
Непокрытый убыток отчетного года
320
Итого по разделу III
390
БАЛАНС (сумма строк 190,290,390)
399
2032,4
2068,1
2229,9
2438,5
IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (85)
410
1120,0
1120,0
1120,0
1120,0
Добавочный капитал (87)
420
121,4
136,7
144,8
149,1
Резервный капитал (86) в том числе:
430
10,0
12,5
12,5
14,0
резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством
431
10,0
12,5
12,5
14,0
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
432
Фонды накопления (88)
440
20,0
18,7
22,3
23,1
Фонд социальной сферы (88)
450
Целевые финансирование и поступления (96)
460
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)
470
13,7
28,8
Нераспределенная прибыль отчетного года
480
13,7
15,1
8,3
Итого по разделу IV
490
1271,4
1301,6
1328,3
1343,2
V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ
Заемные средства.(92, 95) в том числе:
510
344,8
320,0
358,0
480,0
кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
511
269,8
275,0
302,0
382,0
прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
17,3
19,3
19,8
21,2
Дебиторская задолженность - долгосрочная
15,6
16,5
17,1
18,1
Дебиторская задолженность - краткосрочная
275,7
279,0
358,0
452,4
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)
0
0
0
0
в том числе:
денежные средства
54,4
58,9
61,5
73,2
ТАБЛИЦА ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
Туристская фирма "Надежда" 01.01.96-31.12.98
Показатель
По состоянию на конец
1996
1997
1998
Выручка (без НДС от реализации продукции)
1375,3
2007,5
2227,6
Себестоимость реализации продукции
750,1
1145,4
1295,3
Валовая прибыль'
625,2
862,1
932,3
Коммерческие расходы
200,3
251,7
290,1
Управленческие расходы
204,7
340,2
356,6
Прибыль от реализации
220,2
270,2
285,6
Проценты к получению
23,1
25,4
29,8
Проценты к уплате
50,3
57,4
64,8
Доходы от участия в других организациях
28,5
33,1
29,7
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
118,3
154,3
161,3
Прочие внереализационные доходы
25,1
26,3
20,7
Прочие внереализационные расходы
34,6
37,1
26,4
Балансовая прибыль
58,6
90,9
114,2
Налог на прибыль
20,5
31,8
40,0
Чистая прибыль (убыток)
38,1
59,1
74,2'
Отвлеченные средства
24,4
44,0
66,0
Нераспределенная прибыль отчетного периода
13,7
15,1
8,3
Нормативные акты и литература
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (официальное издание). М, 1994.
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждены ФУДН 12.08.94 г. № 31р).
Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (утверждены Минэкономики России, Минфином России и Минстроем России 20 декабря 1994 г. № ЕЯ152).
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29 декабря 1994 г. № 170.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (вводится в действие с начала 1999 г.).
Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 1996. 624с.
Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1977. 800 с.
Донцова Л. В., Никифоров Н. А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности. М.: ИКЦ ДИС, 1997. 144 с.
Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. М.: Дело, 1998. 432 с.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1999.432 с.
Холт Р. Н. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1995.128 с.